1/13
Михайловская казематированная батарея была построена за восемь лет до начала Крымской войны. Её проект разработал инженер-полковник К.И. Брюно и доработал инженер-полковник Г.Е. фон Фелькерзам. Двухэтажная казематированная батарея № 2, позже названная Михайловской в честь шефа русской артиллерии Великого князя Михаила Николаевича, по размерам и огневой мощи была второй после самой большой в России морской батареи – Николаевской (Севастопольская крепость).
Фото: Олег Древницкий
2/13
Для постройки сооружения использовали крымбальский камень. Так его называли в Севастополе. Это известняк с включением кварцевого гравия. Он считался более морозоустойчивым и медленно впитывал влагу. Добывали камень в севастопольской Килен-балке, а к месту строительства его доставляли на баржах. Батарея, сложенная из него, составляет 205 метров в длину.
Фото: Олег Древницкий
3/13
Экспозиционные залы музея – бывшие казематы, находятся в закрытом пространстве стен, толщиной 1,8 и 1,2 метра на втором ярусе здания Михайловской береговой батареи.
Фото: Олег Древницкий
4/13
Удивительно, но несмотря на реконструкции, внутренние интерьеры батареи сохранились. Накануне Крымской войны 1853–1856 годов на вооружении батареи было 77 орудий, как на линейном корабле.
Фото: Олег Древницкий
5/13
В музее стоит однопудовый «Единорог» – образец пушки 1838 года, дальность выстрела которой составляла до 3 км. Когда орудие стреляло, ствол раскалялся и нужно было его охлаждать, поэтому по углам каземата были бочки с водой вперемешку с уксусом. Выстрелить пушка могла не больше шести раз в час. Орудие обслуживали 6 человек.
Фото: Олег Древницкий
6/13
Военный быт русских солдат был невероятно простым. Каждому давалось спальное место – нары и, если повезёт, тюфяк, набитый соломой. Постельное бельё, котелок, чай и сахар покупали на своё жалование. В парикмахерскую тоже ходили за свой счёт. Месячное продуктовое довольствие составляло 30 кг муки, чуть больше 3 кг крупы, соль и деньги на 205 гр. мяса три раза в неделю.
Фото: Олег Древницкий
7/13
Обогревались с помощью печей, которые топили раз в трое суток.
Фото: Олег Древницкий
8/13
В рационе союзников были консервы из мяса и овощей, а также ели паштет из рыбы и печени. А привозили их с собой в керамических баночках, крышки которых выглядят, как произведение искусства.
Олег Древницкий
9/13
Есть в Михайловской батарее и образцы военной формы. Отдельный акцент на пуговицах. По номеру на них можно было понять, к какому полку принадлежит солдат. Такие пуговицы чеканили во всех армиях.
Олег Древницкий
10/13
А сардинцы для определения рода войск придумали именные планки, они крепились к рюкзакам и котелкам.
Олег Древницкий
11/13
А это диорама Балаклавского сражения 25 (13) октября 1854 года. Здесь показана атака Лёгкой бригады, которая стала одним из самых ярких символов Крымской войны. Когда командующий британскими войсками лорд Реглан отдал своей кавалерии приказ не дать врагу «увезти пушки», атака развёрнутой артиллерийской батареи стала невыполнимой задачей. После этого сражения Балаклавскую долину стали также называть Долиной смерти.
Олег Древницкий
12/13
В одном из помещений вы увидите экспозицию, главные герои которой – раненые солдаты и сёстры милосердия. Она рассказывает о том времени, когда Михайловская батарея использовалась как госпиталь. Ухаживали за военными вдовы и девицы только благонравного воспитания, всех их объединила Великая княгиня Елена Павловна Романова. За свои услуги они не имели права брать никакого вознаграждения. В Крымскую кампанию работало 164 сестры милосердия, 17 из них погибли.
Олег Древницкий
13/13
Коллекция, представленная в музее, постоянно пополняется. Кроме событий Крымской войны вы увидите экспонаты, посвящённые Гражданской войне, Первой мировой, Великой Отечественной, в том числе и редчайшую экспозицию о линкоре «Новороссийск».
Олег Древницкий