Реестр создан приказом Минкультуры Крыма. Сейчас в нём – восемь позиций. В дальнейшем список планируется расширить, работы в этом направлении ведутся.
Итак, нематериальным этнокультурным достоянием Крыма признаны праздник феодосийских караимов Ага думпа и технология приготовления традиционного для него блюда ступеч. Согласно преданию, правитель Кефе (средневековое название Феодосии) решил истребить всех караимов, но благодаря божественному вмешательству вся община была спасена. Эта история положила начало празднику Ага думпа, традиция длится уже более пяти веков. Отмечают его в феврале, устраивая гуляния с песнями и танцами. При этом главным блюдом торжества становится сладкий ступеч. Его готовят из вареной карамели, вываленной в жареной муке.
В список также включена традиция заключения брачного договора – шетара – у караимов в Евпатории. Эти документы написаны на древнееврейском и разговорном караимском языках, а по содержанию делятся на две части: сам брачный договор с перечислением взаимных обязательств супругов; запись приданного невесты и выкуп, который платил жених. Подписывали документы свидетели-шошбины, старейшины-поручители и караимские священники газзаны, всего – 12 человек. В Евпаторийском краеведческом музее хранятся более 20 экземпляров шетаров. Увидеть некоторые можно здесь.
Вошёл в реестр и греческий праздник Панаир, который отмечает в селе Чернополье Белогорского района православная община фракийских греков Крыма. Мероприятия проходят 3 июня – в престольный день церкви Святых Равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены. Как правило, после утренней литургии духовенство, прихожане и гости идут крестным ходом к «Святой кринице» – целебному источнику царя Константина. К тому самому, который привлёк и оставил в этих местах первых поселенцев – фракийских греков. Здесь можно запастись освящённой водой. После начинается концерт с участием музыкальных коллективов разных народов Крыма. Все желающие могут приехать на праздник, чтобы познакомиться с кухней, обрядами и фольклором греков.
Своё место в перечне заняла традиционная крымскотатарская техника золотного шитья двусторонней гладью «татар ишлеме». Этот способ не имеет аналогов в мире. Вышитый на изделии рисунок идентичен с лицевой стороны и изнанки. Шитьё может насчитывать до 60 разнообразных типов швов. Нити для вышивки окрашивали растительными ингредиентами, поэтому они не выцвели спустя века. Особо крымские татары любили использовать золотую нить. В такой технике в старину украшали девичьи платки, женские головные покрывала, свадебные мужские пояса, накидки на детские люльки, салфетки, скатерти.
Кроме того, в реестре – народный крымскотатарский семейный ансамбль Зинадиновых «Къатырша-сарай», который входит в состав дома культуры села Мичуринское Белогорского района. Коллектив создан в 1991 году, а своё название получил благодаря старому наименованию села Лечебное, где живёт творческая семья. Основатель ансамбля не получил музыкального образования, но с детства умел играть на дойре (разновидность бубна). Репертуар «Къатырша-сарай» – фольклорный. Коллектив выступает на многих мероприятиях в разных уголках Крыма.
Этнокультурным достоянием республики также признана технология крымской ажурной и фоновой филиграни – тончайших кружевных узоров из серебра. Её использует в своей работе ювелирный дом «Дюльбер», основанный в Симферополе в 1999 году. Создатель компании – ювелир Мехти Исламов – изготавливает украшения по собственным эскизам, опираясь на традиции крымских татар и учитывая развитие тенденций современного ювелирного искусства. В коллекции дома – серьги, ожерелья, браслеты, кулоны, кольца, перстни, къушакъ – традиционный крымскотатарский пояс, который жених дарит невесте в качестве свадебного подарка.
А ещё в реестре – традиции, связанные с ловлей, приготовлением и потреблением керченской сельди. О размахе рыбного промысла в Керчи свидетельствуют раскопки одного из самых крупных местных центров по добыче и обработке рыбы – городища Тиритака. Развитие этого направления продолжилось и в царской России. В 1830-х годах граф Михаил Воронцов пригласил в Керчь из Амстердама специалиста Николая де Вея, который научил местных современным технологиям соления и сохранения сельди по голландскому образцу, с использованием крупной соли (сухой засол). Рыбка оказалась значительно вкуснее и быстро завоевала рынки не только России, но и других стран. По сей день Керчь считается рыбацкой столицей Крыма, а выловленная у её берегов сельдь – лучше каспийской и атлантической.
Восьмым объектом нематериального этнокультурного достояния стало устное народное творчество «Легенда о семи колодезях», которое принадлежит селу Ильичево Ленинского района. Сказание гласит: у одного старого немца были семь колодцев, воду из которых он раздавал односельчанам бесплатно. После смерти хозяина его сын решил живительную влагу продавать и запер колодцы. Вода из них ушла. Со временем, не имея возможности вести хозяйство, владелец покинул эту землю, а спустя годы вода вернулась. Сегодня в Ильичево возродили четыре колодца, три из них работают. Частью этого села является территория бывшего посёлка Семь Колодезей (существовало до 1957 года), где, по легенде, и произошли описанные события. В конце XIX века там находилось немецкое селение Зибенбрунн.
Выявлением объектов нематериального этнокультурного достояния Крыма с 2022 года занимается фольклорно-исследовательская экспедиция. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства культуры России в рамках нацпроекта «Культура». В группу входят учёные, выдающиеся деятели культуры и искусств Крыма и Москвы.