Одно из старейших учреждений культуры Крыма, Симферопольский художественный музей, расположен в Бывшем здании офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка. В годы Великой Отечественной войны музей утратил почти весь свой фонд. Однако позже музейный комплекс укомплектовали экспонатами Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея. Спасли положение и частные коллекционеры.

Читайте также
Крым в живописи и графике: в Симферополе проходит выставка «Вспоминая о лете»
Цветовая палитра

Итак, список главных «жемчужин» музейной коллекции:

  • Архип Иванович Куинджи (1841-1910)

     «Ночь на Днепре». 1882 г.
     Холст, масло. 111х147

Художественное наследие Архипа Куинджи – это настоящее явление русской пейзажной живописи.

«Ночь на Днепре» из коллекции Симферопольского художественного музея – один из авторских вариантов прославленного произведения Куинджи «Лунная ночь на Днепре», впервые представленного в Санкт-Петербурге в 1880 году.

Суть впечатления от картины прекрасно отражена И.Н. Крамским в его письме к А.С. Суворину: «… «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом,… река действительно совершает величественное свое течение, и небо – настоящее бездонное и глубокое».

«Ночь на Днепре» Архипа Куинджи
Читайте также
Влюбленный в море: интересные факты об Иване Айвазовском
Памятник Ивану Айвазовскому
  • Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

     «Вечер на море». 1858 г.
     Холст, масло. 40х59

Продолжением романтической традиции в искусстве России стало творчество Ивана Айвазовского – первого русского мариниста, почетного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, Штутгарте, художника Главного морского штаба.

В экспозиции Симферопольского художественного музея представлен пейзаж «Вечер на море» – работа мастера зрелого периода, демонстрирующая сияние красок и тонкое чувство цвета. Море предстает у Айвазовского основой природы, в его изображении художнику удается показать жизненную красоту этой стихии.

«Вечер на море» Ивана Айвазовского
Читайте также
Гид по творческому Крыму: где творили писатели, поэты, художники
Фонтан «Богиня ночи»
  • Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)

     «Портрет архитектора Н.А. Львова». 1786 г. (?)
     Холст, масло. 79,5х63,5

Дмитрий Левицкий – крупнейший русский портретист второй половины XVIII в. Он создал блестящую серию портретов выдающихся современников: императрицы Екатерины II, французского философа Дени Дидро, архитектора А.Ф. Кокоринова и многих других. Портрет придворного архитектора Николая Александровича Львова (1751-1803) соответствует характеру данной серии.

Он отличается удивительной точностью рисунка, грациозностью жеста, поворота головы, верностью тона, поразительным вниманием к деталям в облике модели. Интимный по характеру, данный портрет может быть поставлен в один ряд с автопортретом Дмитрия Левицкого (1783 г.), который запечатлел себя в минуту творческого озарения.

«Портрет архитектора Н.А. Львова» кисти Дмитрия Левицкого
Читайте также
«Россия в Смутные времена»: кульминация всероссийского певческого проекта в Крыму
Ялтинский театр им. Чехова
  • Жан Батист Жозеф Бастине (1783-1844)

     «Возвращение Товия». 1811 г.
     Холст, масло. 132,5х182,5

Иосиф Бастине, ученик Жака Луи Давида, основоположника французского неоклассицизма, создал масштабное произведение «Возвращение Товия» в 1811 году, в парижский период. Полотно с ветхозаветным сюжетом напоминает зрителям о вечных ценностях – верности и родственных узах. Виртуозное пластическое решение фигур, цветовые акценты и летящие складки одежды Товия и его отца, ослепшего Товита, указывают на зрелую манеру художника круга Давида.

«Возвращение Товия», автор Жан Батист Жозеф Бастине
Читайте также
Фотографии великих сражений: уникальная выставка «Крымская война 1853-1856гг» в Севастополе
Фотовыставка «Крымская война 1853-1856гг»
  • Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

     «Молодой лес в Мери-Хови». 1890 г.
     Холст, масло.

«Верстовой столб в развитии русского пейзажа», – так И.Н. Крамской назвал Ивана Шишкина (1832-1898), ставшего центральной фигурой русского пейзажа. В полотнах этого художника русская природа, ее леса и поля предстают во всем своем могучем эпическом величии.

Основой искусства Шишкина были внимательное изучение действительности, трезвость и объективность в оценке впечатлений, точность в передаче всех деталей, одинаково характерных и для его картин и для его этюдов. Больше всего Шишкин любил лес, истинным поэтом которого он был. Тонкоствольные нежные березы или печальные плакучие ивы – редкие гости на картинах художника. Его стихия – полные девственной силы хвойные леса, величественные дубовые рощи. Шишкин любил русскую природу, могучую, щедрую, несущую в себе благо людям. Мимолетные чувства человека, возникающие под влиянием настроения, редко проникали в его картины: они величаво спокойны и эпически широки.

«Молодой лес в Мери-Хови» Ивана Шишкина
Читайте также
Картины о специальной военной операции представят на выставке в Симферополе
Выставка «Российское единство»

  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

     «Натюрморт (Фрукты)». 1934 г.
     Холст, масло. 46,5х50

Творчество создателя теории сферической перспективы Кузьмы Петрова-Водкина в экспозиции Симферопольского художественного музея представлено работой «Натюрморт», относящейся к позднему периоду творчества художника. Лаконичный набор предметов в натюрморте предстает как документальная летопись эпохи: книга, открытое письмо, несколько яблок. Петров-Водкин также включает в композицию стеклянный стакан, играя с полутонами и рефлексами в отражении.

«Натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина
Читайте также
«Бахчисарайский фонтан» языком бального танца: театр в Севастополе зовёт на премьеру
Артисты театра танца имени Елизарова

  • Петр Петрович Кончаловский (1876-1956)

     «Натюрморт. Цветы». 1953 г.
     Холст, масло. 135х181

Одно из центральных мест в отечественной живописи первой половины XX в. занимает представитель авангарда Петр Кончаловский.

«Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы», – писал художник. Интерес к вещности, передаче разности фактур предметов, их оттенков художник принес с собой еще из «Бубнового валета» – эта сторона творчества раскрывается в масштабной работе «Натюрморт. Цветы».

«Натюрморт. Цветы» Петра Кончаловского
Читайте также
«Вселенная миниатюры»: в Симферополе можно увидеть коллекцию уникальных предметов искусства
Второй этаж Симферопольского художественного музея

График работы Симферопольского художественного смотрите на сайте учреждения.

Адрес музея: г. Симферополь, ул. Долгоруковская, 35.